-

Воспитание экологической культуры

Виртуальная экспедиция «СОХРАНИМ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»

Несколько десятков лет ученые предупреждают   о том, что необдуманная  деятельность людей ведет к исчезновению целого ряда животных и растений. Сегодня  человечество вплотную столкнулось с проблемой угрозы исчезновения с лица  Земли целого ряда видов. Решать эту  проблему необходимо на разных уровнях от правительстваразличных государств до каждого отдельного жителя планеты. Школа видит свою задачу в том, чтобы не оставить равнодушными к данной  проблеме подрастающее поколение. С этой целью в Ямальской школе-интернате в системе  проводятся экоуроки,  где  учащиеся  привлекаются к вопросам охраны природы. Очень важным является то, что все уроки основываются  на системно – деятельностном подходе и все его участники активно проявляют себя в ходе поставленных перед ними задач. Здесь знаний не даются в готовом виде, добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя. Таким запоминающимся уроком для учащихся  5 – 8  классов стал  экоурок «Сохраним диких животных».  Все учащиеся были разделены  на три группы, но расположены  так, что  вместе  образовали один «круглый стол».  Каждая группа представляла  экспедицию.  Первая  экспедиция отправилась в Арктику  на берега Баренцева моря, вторая экспедиция в Алтае-Саянскую горную страну, а третья на Дальний Восток, к берегам реки Амур, одной из десяти крупнейших рек мира. Ребята собирали вещи, которые понадобятся в путешествии для проведения исследований. Здесь  учащимся необходимо   было проявить смекалку, сноровку  и знания особенностей региона, где им предстояло  исследовать живой мир. Потом  ребята  посмотрели  видеоролик,  который продемонстрировал  разнообразие обитающих на нашей планете живых существ. Каждый регион, куда   виртуально отправлялись ребята своими экспедициями,  уникален и богат самыми разнообразными представителями животного и растительного мира. В тоже время отдельные  его представители  в природе встречаются очень редко. Это значит,  что ни одного такого существа больше нет нигде на планете и никто никогда больше не сможет его увидеть.  Но самое главное, что при этом нарушится  сеть взаимосвязи живых существ в данном регионе. Чтобы учащиеся смогли представить эти цепочки связи, им предложили провести  эксперимент со своими фамилиями, в которых начинают бесследно исчезать буквы. Так просто и наглядно дети смогли прочувствовать, какие могут произойти изменения из – за данных потерь.

Мензак Е.М., Тарабарина Т.В., организаторы школьного лесничества «ЯМАЛ в стиле ЭКО». Полный текст статьи... 

 

Экологическая  культура – это глубокое осознание  закономерностей развития  природы и желание сохранить природу в ее целостности. Экологическую культуру  подрастающему поколению  необходимо прививать как      в семье,  так и  в школе. Большую роль в формировании экологической культуры  играют экологические уроки, которые стали традиционными в Ямальской школе – интернате.

Учащиеся  различных классов с удовольствиями  участвуют на таких занятиях,    оснащенных  богатым видеоматериалом, игровыми интерактивными заданиями. Одновременно  учащиеся могут поучаствовать в состязаниях,    которые они  проходят  самостоятельно и получают сертификат.  

  В начале учебного года  ребятам были предложены следующие экоуроки: «Будущее Байкала», «Наш дом. Ничего лишнего», «Урок о циклической экономике», «Лесомания». Каждый урок был особенным  и содержал новую экологическую идею.

 Так на уроке «Будущие Байкала» ребят ждало увлекательное путешествие по шести  тематическим станциям, на которых им предстояло выполнить различные задания и узнать, что нужно сделать, чтобы  существующие проблемы Байкала  были решены, а новые  не возникали.

  На экоуроке «Наш дом. Ничего лишнего» школьники узнали о том, как обустройство дома и бытовые привычки влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей.   Рассмотрели такое понятие, как  «принцип ничего лишнего»

Урок о циклической экономике предложил  учащимся рассмотреть такие понятия, как жизненный цикл товара, возобновляемая  энергия для производства, ответственные закупки, сертификация товара.


Интерактивный урок "Лесомания" помог старшеклассникам получить знания о лесах и проблеме их исчезновения и поискать способы решение этой глобальной экологической проблемы. Предлагаемый урок  дал  учащимся представление о важности биологического разнообразия, угрозах его снижения из-за деятельности людей, способах его сохранения и мотивировал  их на участие в сохранении природы

 В игровой форме  старшеклассники  познакомились со способами разумного использования древесины, узнали, как достичь «Равнолесия» и  подготовили выпуск «Лесной газеты-молнии».

Старшеклассникам  очень понравился урок!   Специально разработанные пакеты материалов (красочная анимированная презентация, методические гиды и видеоролики, раздаточный материал, онлайн-задания) для урока сделали его интересным и запоминающимся.

Материал подготовили руководители школьного лесничества «ЯМАЛ в стиле ЭКО» Мензак Е.М., Тарабарина Т.В.

 

Сохранить биоразнообразие природы – наша задача

11 мая с учащимися 7Г класса была проведена экологическая игра «Влияние хозяйственной деятельности человека на природу». Для прохождения игры были созданы три команды. Игра проходила в два этапа. На первом этапе команды должны были выполнить задания под названием: 1 - Завод, 2 – Лес, 3 – Охота. На втором этапе следующие задания: 1 – «Мусор», 2 – «Дорога», 3 – «Ягоды». При выполнении любого задания команда должна была решить две основные задачи: получить максимальную финансовую прибыль компании; обеспечить такие условия, при которых хозяйственная деятельность компании не нанесет вред окружающей среде.

Для решения каждого задания, учащиеся должны проявить максимум сообразительности и знаний о сложных взаимоотношениях между организмами. В частности при выполнении задания «Лес» перед участниками стояли следующие вопросы: Стоит ли каждый год проводить лесонасаждение? Какие деревья лучше сажать: одного вида или разных видов? Решить проблему оказалось не так уже и просто. Конечно, леса сажать обязательно, но делать это нужно с умом. Если на месте срубленного леса будет посажен лес из одного вида деревьев, в таком лесу будет меньшее биоразнообразие. Кроме того, если на такие лесные территории нападет короед, ему будет проще уничтожить деревья, так как все они ему будут одинаково подходить. И значит, за короткий срок участок леса полностью погибнет. Сейчас в данной игре случилось именно это. На природной территории неожиданная вспышка короеда, который обычно уничтожает какой-то один вид деревьев. Те компании, которые не заботились вопросом, чтобы посадить разные деревья, оказались в убытке, поскольку, короед «уничтожил» насаждения.

Если в природе много разных видов, то есть большое биоразнообразие, то природа сама может себя поддерживать, а если нет — люди вынуждены расставаться со своими средствами, чтобы помогать природе, от которой сами находятся в зависимости. Так, принимая решения в сложившейся ситуации, учащиеся убеждаются, что если не учитывать интересы природы и думать только о прямой прибыли, приходится платить дороже. Люди в любом случае зависимы от благополучия природных территорий. И если оно нарушено, приходится рано или поздно вкладываться в них, и это обходится дороже.

Мы не всегда видим наперед, к чему приведут последствия наших действий, но, зная природные законы, можем смоделировать ситуацию и узнать, что ждет в будущем. Если сейчас люди не научатся разумно использовать природные ресурсы, в будущем им самим сложнее будет существовать. Что проще: тратить средства на поддержание системы или позволять ей поддерживать себя самой? Что выходит разумнее? Очень важно, что ответы на эти вопросы, учащиеся нашли сами.

Мензак Е.М., Тарабарина Т.В., организаторы школьного лесничества «ЯМАЛ в стиле ЭКО»

 

Молодое поколение хочет жить на чистой планете!

Рост населения на Земле растет с каждым годом. Растет также уровень жизни, а, значит, и уровень потребления различных товаров. А все это вместе ведет к тому, что неуклонно растет масса отходов, производимая цивилизацией. Этот рост настолько значителен, что сегодня как никогда остро звучит шекспировский вопрос: «Быть или не быть?». Ответов два: либо люди поворачиваются лицом к проблеме, либо наша прекрасная Земля сгинет под кучей зловонного мусора. Решению данного вопроса был посвящен проект обучающегося 10Б класса Бердникова Кирилла «Изучение экологического состояния улиц села Яр - Сале и прилегающих территорий». С данным проектом десятиклассник выступил на защите учебных проектов, проводимых по плану в Ямальской школе – интернате и началу развития движения школьных лесничеств на территории ЯНАО.

Главная цель проекта: формирование экологической культуры жителей поселка.

В своем проекте учащийся отмечает, что наш поселок очень красивый. Приятно, когда чисто и красиво! Но, к сожалению, очень многие ярсалинцы не всегда замечают, как своими действиями загрязняют родной поселок. Несмотря на то, что везде есть оборудованные площадки для мусора, иногда можно увидеть выброшенный мусор среди двора домов, или даже улицы. Особенно мрачная картина наблюдается за поселком, где весь мусор находится в состоянии большой свалки. Наверное, необходимо поставить вопрос о том, что мусор надо разделять. Необходимо задуматься также и о том, что многим вещам, прежде, чем просто их выбросить на помойку, можно дать другую жизнь. То есть, можно сделать своими руками целый ряд поделок, которые могут пригодиться в хозяйстве и стать даже украшением дома. Главное при этом проявить смекалку и изобретательность. Особенно, если это касается предметов из пластика, который, как мы знаем, практически не разлагается в природе, а при сжигании образует множество ядовитых веществ.

Для того, чтобы донести свои мысли к большинству населения села Яр – Сале, автор проекта провел целый ряд экологических уроков в школе, начиная от начальных классов и организуя выступления перед старшеклассниками. Таким образом, Кирилл, решая основные задачи, обозначенные в проекте, собирает команду единомышленников, которые своим и действиями будут живым примером для формирования экологической культуры в жителей поселка.

В заключение проекта автор отмечает: «Для реализации проекта, прежде всего, требуются людские ресурсы: важность того, что жители поселка должны быть заинтересованы в поддержании чистоты поселка, ведь именно от них будет зависеть состояние окружающей среды нашего поселка. Также, в будущем, для дальнейшего развития проекта могут понадобиться и финансовые ресурсы: для правильной сортировки мусора необходимы новые экобаки, которые все чаще используются во многих городах России».

Руководители школьного лесничества «ЯМАЛ в стиле ЭКО» Мензак Е.М., Тарабарина Т.В.