Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Главная » 2017 » Ноябрь » 6 » Начало начал, основа основ…
14:46
Начало начал, основа основ…

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги… «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Эта притча иллюстрирует главную задачу – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т.е. предотвратить различные формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних, безнадзорность, правонарушения, злоупотребление психоактивными веществами, социальное сиротство.

Как можно воспрепятствовать этим негативным явлениям? Всему основа – семья. Именно здесь закладываются нравственные ценности, формируются мировоззрение, самосознание, культура. Как не вспомнить слова мудрого Плутарха: «Даже натура благородная и хорошая по существу, но лишённая родительского надзора, наряду с добрыми плодами приносит и немало дурных – словно тучная почва, не возделанная плугом земледельца». Поэтому роль семьи в становлении личности – самая важная и значимая.

В своей профессиональной деятельности, анализируя причины девиантного поведения подростков, зачастую сталкиваемся с социально - психологической неготовностью родителей оказывать эффективное воспитательное воздействие на детей в силу сниженной педагогической состоятельности и недостаточного социокультурного развития семьи. Поэтому подростки оказываются психологически беспомощными, незащищёнными в трудных жизненных ситуациях. Они не имеют определённых жизненных навыков, позволяющих им выбирать положительные поведенческие стратегии, эффективные способы снятия стресса и напряжения, дающие возможность самостоятельно справиться с воздействием хронических психогенных ситуаций и сформировать здоровый жизненный стиль. Происходит увеличение форм дезадаптивного и саморазрушающего поведения, в т.ч. суицидального.

Что же нужно знать, помнить и соблюдать, чтобы дети гармонично развивались, ощущали свою значимость и актуальность?

На эти вопросы искали ответы собравшиеся на встречу родители перед началом осенних каникул. Под руководством специалистов социально – психологической службы школы – интерната, с участием инспектора ГПДН ОМВД по Ямальскому району Иосифовой М.В. проводилось родительское собрание по профилактике различных деструктивных явлений, в т.ч. суицидального поведения среди несовершеннолетних. Марина Васильевна обратила особое внимание на официальную статистику и призвала родителей к ответственному, добросовестному исполнению родительских обязанностей. Также провела индивидуальные профилактические беседы по окончании общей работы.

Педагоги – психологи Гончарук В.А. и Мочалова А.С. в процессе проблемного диалога акцентировали внимание собравшихся на основных причинах поведенческих проблем, а именно: подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, - справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, “невовлеченность”. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались без особых усилий, теперь становятся для них неразрешимыми.

Особое внимание педагогами – психологами было обращено на критерии социально – психологического благополучия в семье:

-Родитель умеет активно слушать, понимать переживания
и потребности ребёнка;

-Стремится разрешать возникающие конфликты без угроз, конструктивно;
-Умеет оказать психологическую поддержку ребёнку;
-Не требует от ребёнка больше, чем ребёнок может выполнить, но видит его в оптимистической перспективе;
-Не предъявляет непоследовательные требования и не выражает
угрозы лишить ребёнка своей любви;
-Постоянно даёт понять ребёнку свою нужность;
-Поощряет самостоятельность ребёнка.

Социальные педагоги Гусакова Г.Н. и Яптик У.В. предложили родителям рекомендации по конструктивному взаимодействию с подростками в целях профилактики суицидального поведения:

Прежде всего - Понимание. Подростку очень дорого именно понимание, поддержка в разных формах (похвала, поощрение личных достижений, договоренность наедине о каких-то правилах, условиях и т.д.)

Обращайтесь к ребёнку по поводу каких – то проблем с помощью речевого сообщения - «Я-высказывания» («Я хочу, чтобы ты…», «Мне бы было более комфортнее с тобой общаться, если…)

Следует говорить о своих чувствах: «Я чувствую, что…», «Я огорчён(а), обеспокоен(а)» и т. д.. Указывайте на возможные последствия такого поведения: «Это, на мой взгляд, может привести к …». Выражайте желания, что следует сделать подростку: «Я хочу, чтобы ты перестал нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу…». Напоминайте, что вы готовы помочь, если подросток захочет этого: «Чем я могу помочь тебе?». Выразите свою уверенность в том, что ребёнок примет правильное решение: «Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому…»

В завершение встречи родители выразили желание почаще организовывать подобные собрания. А перед нами, специалистами службы СПС, стоит новая творческая задача: находить такие способы и методы повышения проводимой профилактической работы, установить непременно доверительные отношения со всеми участниками образовательного процесса, чтобы ежедневный совместный труд приносил пользу и радость.

Социально – психологическая служба МБОУ « Ямальская школа – интернат им. Василия Давыдова»

Категория: Новости школы | Просмотров: 57 | Добавил: ЯШИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]