Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Главная » 2019 » Май » 10 » «Уроки надежды» в 4ж классе
13:02
«Уроки надежды» в 4ж классе

Праздник 9 мая совмещает в себе горечь потерь и огромную радость Победы. Всегда с особым трепетом думаю, как рассказать моим ученикам о событиях этого времени? Рассказать так, чтобы в детских сердцах всегда жила память о Великой Победе.

8 мая в 4ж классе я решила провести необычные уроки - "Уроки надежды". С утра ребят встречала музыка. Звучали песни военных лет. Я обратила внимание детей на необычный выпуск "Комсомольской правды". Это победный майский номер. Его выпустили 9 мая 1945 года. С ребятами мы зачитали рубрики этой газеты.

Раз уроки необычные, значит и тетради сегодня необычные. Во время войны тетрадей почти не было. Альберт Лиханов, замечательный писатель, так вспоминал свое детство:

"В войну школьные тетрадки были большой ценностью. Тетрадки меняли на хлеб, а потому очень даже часто писал детский люд в тетрадках, сделанных из газет и сшиваемых обыкновенными нитками»

Четвероклассники тоже попробовали так писать и согласились, что это совсем неудобно.

Свой рассказ я продолжила о том, как ребята блокадного Ленинграда учились прямо в бомбоубежищах. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Чтобы не бегать с учениками начальной школы из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них проводились только там. Вот удивительный экземпляр учебной тетради того времени. На ней детской рукой написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища. Такое возможно было только в Ленинграде!

Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.

На математике мы с ребятами составляли и решали задачи о нормах хлеба для работающих и иждивенцев. Мы нарезали кусочки хлеба и взвешивали их на электронных весах- точно 125 граммов хлеба и кусочек сахара в подарок. Как же ребята обрадовались этому угощению! Конечно, этот хлеб не сравнить с блокадным. Но каждый из них,держа кусочек хлеба в руках, думал о мальчишках и девчонках блокадного Ленинграда.

Урок русского языка мы продолжили по книге Альберта Лиханова "Кресна". В ней он вспоминает свое военное детство и Аполлинарию Николаевну Тепляшину, свою первую учительницу.

На уроке русского языка мы записали текст из этой книги:

" Это было во время войны. Ребята нашей школы сшили кисеты бойцам. Вместе с Анной Николаевной мы вручали бойцам кисеты прямо у теплушек. Вечером уходил на фронт поезд. В нем уезжал и мой отец. Я схватил кисеты и бросился к бойцам. Слезы текли по лицу. Я прятал глаза. Бойцы не видали мокрые щеки. Я раздавал кисеты. Меня хлопали по плечу, один боец даже поцеловал. Вдруг кто-то взял меня за плечо. Я протянул кисет и шагнул было дальше. Крепкая рука не отпускала меня. Я поднял голову. Это был мой отец!"

На перемене ребята с интересом рассматривали общешкольную выставку рисунков. Здесь есть работы и наших ребят: Довгополик Ани, Ладукай Маши, Оливановой Ксении, Карповой Полины.

Еще один подарок я сделала ребятам на третьем необычном уроке.

Из книги Альберта Лиханова я зачитала ребятам небольшой отрывок:

"— Сегодня, — сказала Анна Николаевна, — мы истратим десять минут урока совсем на другие занятия. Дежурный мне поможет.

Дежурным был Вовка Крошкин, круглоголовый мой добрый дружбан. Он нес зеленую эмалированную кружку с розоватой водой — как выяснилось потом, это был слабый раствор марганцовки — и следовал за Анной Николаевной. Учительница двигалась по рядам, и в одной руке у нее была небольшая, в общем-то, картонная коробочка, в другой же — блестящая старинная серебряная ложечка. Учительница захватывала ложечкой круглую бусинку, велела открыть рот тому, перед кем останавливалась. И требовала:

— Раскуси!

После этого она полоскала ложечку в зеленой кружке и цепляла новый шарик."

Ребята с удовольствием приняли полезные витаминки из моих рук. Я рассказала , что в трудное военное время дети собирали сосновые веточки, заваривали их .Оказывается, самый крепкий витамин содержится в сосновой хвое.

В заключении необычных уроков мы ребятами читали наизусть стихи о Великой Отечественной войне и ее героях, делились впечатлениями о прочитанных книгах.

Сколько уроков доброты, любви и надежды мы получили, читая отрывки из книги А. Лиханова "Кресна", рассказов А.Митяева,Е.Верейской,С.Алексеева.

А как были нужны такие Уроки надежды детям войны! Только надежда на светлое будущее и мечты о жизни без войны давали им силы вынести нечеловеческие испытания! Пусть же все мы всегда будем жить в мире, а о войне напоминает лишь этот священный праздник. С Днём Победы!

 

Классный руководитель 4ж класса Кокоулина С.В.

Категория: Новости школы | Просмотров: 59 | Добавил: ЯШИ | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]